касса: 8 (863) 253-98-44
8 (863) 253-82-66
8 (863) 253-69-11
пн-пт 11:00-19:00
Обратная связь

УРОКИ ПЕППИ

«Пеппи Длинныйчулок». А. Линдгрен.
Ростовский-на-Дону академический молодежный театр.
Режиссер Михаил Заец, художник Алексей Паненков.

Главный режиссер РОАМТа Михаил Заец в своем театре до сих пор ставил для взрослых и молодежи, но недавно решил повернуться в сторону самого сложного зрителя и выпустил спектакль для детей.

 Не секрет, что репертуарную строку под условным названием «сказка» часто заполняют по остаточному принципу: «из подбора» может быть абсолютно все, включая постановщика. Такие спектакли, сделанные по узнаваемой стереотипной схеме, порой появляются даже в тех театрах, для которых юный зритель — постоянная публика, по крайней мере, исторически (то есть в бывших ТЮЗах)…

 Но Ростовский молодежный предпринял в прошедшем сезоне два принципиальных шага в работе с маленькими зрителями, что говорит о серьезных намерениях руководства театра. Режиссером из Франции Луиз Левек была сделана камерная «Вкусная история о Девочке и Великане» (интерактивный спектакль играют в шатре, где малыши сидят на подушках рядом с актерами-рассказчиками), а для чуть более старших детей Михаил Заец поставил спектакль большой формы, музыкальную сказку «Пеппи Длинныйчулок».

Это самая первая книга, которую опубликовала Астрид Линдгрен. Она же оказалась и самой популярной во всем мире! В России, правда, Карлсона любят еще больше, но Пеппи — так по-русски зовут Пиппи Ленгструмп с легкой руки выдающейся переводчицы Лилианны Лунгиной — тоже любима и знаменита. История о рыжей хулиганке неоднократно экранизировалась и инсценировалась, и это естественно: интересна для сцены сама героиня, не вписывающаяся ни в какие привычные рамки, а многочисленные эпизоды ее побед над регламентированным миром взрослых представляют неисчерпаемый материал для игры.

Книга, сочиненная и написанная в то время, когда еще шла Вторая мировая война, преподала несколько важных уроков. В ней с необыкновенной силой утверждается право ребенка, то есть человека, на свободу (то, что ребенок = человек, между прочим, тоже надо было доказывать!).

Самая сильная на свете девочка Пеппи — это осуществленная мечта всех детей о собственном могуществе. Мир всегда подавлял ребенка, требовал от него исключительно послушания, подчинения правилам, следования установленным образцам. А неугомонное существо в разноцветных чулках, радостно хохоча, утверждает: «Мы живем в свободной стране!» Озорной протест. Задорная борьба. Веселое разрушение существующего порядка — это Пеппи, это ребенок, уникальная индивидуальность, идущая своим собственным путем. Конечно, нельзя не заметить еще одного чрезвычайно важного обстоятельства: отказ от опеки взрослых ведет к тому, что Пеппи должна быть самостоятельной, трудиться, готовить еду, следить за домом и своими питомцами и так далее. Так что, отрицая авторитарные законы и утверждая свободу человека, Астрид Линдгрен настаивала и на его личной ответственности.

Не уверена, что создатели спектакля стремились протранслировать со сцены все революционные идеи писательницы о воспитании и новом понимании места ребенка в мире… Скорее всего они просто хотели сделать красивый и увлекательный спектакль! Но само по себе обращение к сказочной повести о Пеппи — интуитивно очень верное и глубокое решение. Когда дети в зале смеются над выходками этой неотразимо обаятельной девчонки, они незаметно для самих себя получают урок свободомыслия: повторить подвиги героини Линдгрен в реальной жизни нельзя, но вполне возможно уяснить, что каждый человек может быть особенным и вести себя не так, как все.

В сценическом варианте обаяние героини должно обеспечиваться, разумеется, индивидуальностью исполнительницы — и в труппе РОАМТа нашлась интересная молодая актриса, вокруг которой выстраивается спектакль.

Пластичностью и темпераментом Юлии Чумакиной можно только восхищаться! Ее героиня с легкостью ходит на руках и крутит колесо, висит вниз головой на веревочной лестнице (ведь только так она может уснуть!), пляшет и носится, кувыркается и бьет чечетку, прыгает на батуте. Рисунок роли почти не предполагает остановок в этом бешеном движении, а взятый актрисой темп порой даже кажется излишне высоким.

Думаю, постепенно скорость может чуть снизиться, зато оформятся паузы, в которых Пеппи грустит, скучает по умершей маме, посылая ей привет на небо. У Юлии Чумакиной замечательно найдена интонация, с которой она говорит: «У меня все хорошо, мама!» Так сдержанно, просто, без жалости к себе. Одинокий ребенок, дающий урок мудрости и приятия жизни нам всем.

Стилистику спектакля режиссер Заец и художник Алексей Паненков нашли в цирке — ход не новый, но оправданный. И по сюжету в истории о Пеппи присутствует цирк, но главное — такое решение предполагает бесконечное количество игровых «пристроек». Никакого жизнеподобия! Только узнаваемые приметы цирка, с которыми можно по-разному взаимодействовать.

Батут, к которому крепятся элементы декораций, становится многофункциональным снарядом для обыгрывания и с легкостью превращается во все, что угодно (будь то огромная кухонная плита, или кровать, или карусель), а кольца, которыми жонглирует Пеппи, могут стать блинами, которые она печет. Каждый эпизод — это театральная игра в цирковой номер, условная и шутливая.

Например, сцена с двумя полицейскими, пытающимися заставить Пеппи ходить в школу. Потешная парочка в огромных клоунских башмаках безуспешно старается договориться с девчонкой, даже переводит свою речь на язык жестов, но в итоге Пеппи сваливает их на пол, как бы ненароком стукнув стремянкой, а потом заставляет до упаду прыгать на батуте.

Молодые, очень пластичные актеры Петр Костряков и Александр Соловьев играют не только полицейских, так похожих на клоунов, но и собственно цирковых клоунов — виртуозно ходят на ходулях, разыгрывают традиционные забавные номера с гирей, развлекают публику. Кроме этого дуэта в спектакле есть еще парочка жуликов в исполнении Евгения Овчинникова и Павла Филиппова, в масках, в пальто с непомерно широкими плечами, с клетчатыми шарфами.

Они весь спектакль охотятся за чемоданом, где лежит сокровище Пеппи (в финале выяснится, что там хранятся не бриллианты, а ее самые лучшие воспоминания). Задорно и остроумно смотрятся танцевальные номера на четверых — бандитов и полицейских. Балетмейстер Людмила Чигишева разработала каждому персонажу спектакля выразительную пластическую жизнь, сочинила и танцы, и многообразные цирковые вариации, и парад-алле всех героев.

В спектакле большой формы особую роль играет визуальная составляющая, поэтому роль художника трудно переоценить. В «Пеппи Длинныйчулок» — высокая постановочная культура! В каждом герое Алексей Паненков увидел особенного, ни на кого не похожего клоуна и придумал стильные, смешные и смелые по силуэту и деталям костюмы.

Фантазийные одеяния дают артистам ключи к персонажам, вылепляют образ — и дальше уже дело артиста наполнить его, сделать живым. Александр Гайдаржи (Томми) и Арина Волженская (Анника) с лукавым удовольствием играют в детишек-паинек, которым безумно интересно вместе с новой подружкой нарушать привычные запреты. Вячеслав Кусков (директор цирка) без конца чихает — у него аллергия на детей, Сергей Гуревнин (капитан Длинныйчулок) щеголяет в «короне» из пальмовых листьев и в мундире с ананасами вместо эполетов.

Валерия Искворина (фрекен Розенблюм) изящно вытанцовывает свою манерную точеную героиню-учительницу, которая всплескивает ручками и трясет головкой, до последнего пытаясь сохранять спокойствие и продолжать урок. Но рядом с неуправляемой девицей это невозможно, и фрекен впадает в форменную истерику! Это заставляет Пеппи — Чумакину взять ее на ручки и нежно укачивать, как малышку. Смешной и грустный номер имеет огромный успех у детской публики.

Игровая природа театра открывается маленьким зрителям параллельно с сюжетом о неунывающей рыжей девочке, и этот театральный урок и им тоже пригодится на будущее, в котором они, можно надеяться, будут уже взрослыми зрителями. А человеческие уроки «Пеппи Длинныйчулок» нам всем стоит время от времени повторять.
Ростовский-на-Дону академический молодежный театр
Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы,3
Телефон для справок: 8 (863) 253-82-66